Григорий Яковлевич Хирбю

             Выдающийся чувашский композитор, народный артист РСФСР Григорий Яковлевич Хирбю, внесший достойный вклад в сокровищницу духовной культуры Чувашии, его творчество способствовало сохранению музыкальных традиций чувашского народа. Он создал немало ярких произведений, нашедших отклик в сердцах людей и  принесших автору всенародную известность.
             Григорий Яковлевич родился в 1911 г. в деревне Чикмезинь Покровской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Марпосадского района Чувашской Республики) в крестьянской семье. Первое знакомство с музыкой состоялось в 1927 г., когда он начал посещать музыкальную школу в г. Чебоксары. В 1929 г. с открытием Чувашского музыкального техникума учебу продолжил на дирижерско-хоровом отделении техникума. Именно в его стенах зародилась мечта стать композитором, где под руководством Ф.П. Павлова (1929-1930), а позже – В.М. Кривоносова, Григорий Яковлевич постигал азы композиторского творчества. Самые ранние его произведения – песни «Марш ударников», «Марш физкультурников», «Радостный труд», «Частушки о выборах» - были исполнены и опубликованы в 1931 г. и сразу же получили большую популярность. Учебу в техникуме Г.Я. Хирбю совмещал с работой в Чувашском государственном хоре.
             Успехи первых произведений укрепили его в решении стать композитором. После окончания техникума в 1933 г. Г. Хирбю поступил на композиторское отделение рабфака при Ленинградской  государственной консерватории им. Римского-Корсакова. В этот период им созданы  вокальный цикл, состоящий из 4-х песен, марш для духового оркестра, прелюдии для фортепиано, струнный квартет для скрипок, альта и виолончели; а также ряд хоровых песен, романсы, арии и увертюра. Одновременно он работал художественным руководителем Чувашского хора при Доме народов Востока в Ленинграде. По окончании рабфака в 1938 г. был переведен на первый курс  теоретико-композиторского факультета консерватории. Занимаясь у известных теоретиков Х.С. Кушнарева и П.Б. Рязанова, оттачивал профессиональное мастерство. За годы учебы в консерватории Хирбю написал второй цикл песен, марш «Салам» для оркестра и одночастную симфонию, кантату для хора и солистов, тему с вариациями для гобоя с фортепиано, занимался обработкой чувашских народных песен. В 1942 г. в Ташкенте (куда во время войны переехала и консерватория) в конкурсе на лучшие песни о Красной Армии, объявленном Среднеазиатским военным округом, за песню «Прощальная» на слова поэта А. Суркова ему была присуждена первая премия.
              После окончания Консерватории Г. Хирбю вернулся в родную Чувашию, руководить вокальным ансамблем Чувашрадио. С 1951 г. занимался только сочинительством. Произведения Г.Я. Хирбю разнообразны по жанру и содержанию, отличаются яркой национальной окрашенностью и мелодичностью.
              За годы композиторской деятельности он написал свыше 700 песенно-хоровых произведений, опубликованных в г. Чебоксары и Москве.
              Значительным творческим достижением композитора явилась опера «Нарспи» по одноименной поэме К.В. Иванова. Она была оценена критиками как «монументальная по своей масштабности, реалистическая, национальная опера». За создание оперы «Нарспи» в 1969 г. Г.Я. Хирбю был удостоен звания Лауреата государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова.
              Свой творческий труд активно совмещал с общественной работой. Являлся членом Чувашского республиканского комитета защиты мира, председателем правления Хорового общества ЧАССР, членом правления Союза композиторов Чувашии.
              В 1945 г. за заслуги в области развития чувашской музыки Г.Я. Хирбю присвоено звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, в 1968 г.  – заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1974 г. удостоен звания народного артиста РСФСР.
              Умер Г.Я. Хирбю 17 августа 1983 года.

 

 

Назад ] Домашняя ] Далее ]

Hosted by uCoz