Григорий Яковлевич Хирбю
Выдающийся чувашский композитор,
народный артист РСФСР Григорий Яковлевич Хирбю,
внесший достойный вклад в сокровищницу духовной
культуры Чувашии, его творчество способствовало
сохранению музыкальных традиций чувашского
народа. Он создал немало ярких произведений,
нашедших отклик в сердцах людей и принесших
автору всенародную известность.
Григорий Яковлевич родился в 1911 г. в деревне
Чикмезинь Покровской волости Чебоксарского уезда
Казанской губернии (ныне Марпосадского района
Чувашской Республики) в крестьянской семье.
Первое знакомство с музыкой состоялось в
1927 г., когда он начал посещать музыкальную
школу в г. Чебоксары. В 1929 г. с открытием
Чувашского музыкального техникума учебу
продолжил на дирижерско-хоровом отделении
техникума. Именно в его стенах зародилась мечта
стать композитором, где под руководством
Ф.П. Павлова (1929-1930), а позже –
В.М. Кривоносова, Григорий Яковлевич постигал
азы композиторского творчества. Самые ранние его
произведения – песни «Марш ударников», «Марш
физкультурников», «Радостный труд», «Частушки о
выборах» - были исполнены и опубликованы в
1931 г. и сразу же получили большую
популярность. Учебу в техникуме Г.Я. Хирбю
совмещал с работой в Чувашском государственном
хоре.
Успехи первых произведений укрепили его в
решении стать композитором. После окончания
техникума в 1933 г. Г. Хирбю поступил на
композиторское отделение рабфака при
Ленинградской государственной консерватории им.
Римского-Корсакова. В этот период им созданы
вокальный цикл, состоящий из 4-х песен, марш для
духового оркестра, прелюдии для фортепиано,
струнный квартет для скрипок, альта и
виолончели; а также ряд хоровых песен, романсы,
арии и увертюра. Одновременно он работал
художественным руководителем Чувашского хора при
Доме народов Востока в Ленинграде. По окончании
рабфака в 1938 г. был переведен на первый курс
теоретико-композиторского факультета
консерватории. Занимаясь у известных теоретиков
Х.С. Кушнарева и П.Б. Рязанова, оттачивал
профессиональное мастерство. За годы учебы в
консерватории Хирбю написал второй цикл песен,
марш «Салам» для оркестра и одночастную
симфонию, кантату для хора и солистов, тему с
вариациями для гобоя с фортепиано, занимался
обработкой чувашских народных песен. В 1942 г. в
Ташкенте (куда во время войны переехала и
консерватория) в конкурсе на лучшие песни о
Красной Армии, объявленном Среднеазиатским
военным округом, за песню «Прощальная» на слова
поэта А. Суркова ему была присуждена первая
премия.
После окончания Консерватории Г. Хирбю
вернулся в родную Чувашию, руководить вокальным
ансамблем Чувашрадио. С 1951 г. занимался только
сочинительством. Произведения Г.Я. Хирбю
разнообразны по жанру и содержанию, отличаются
яркой национальной окрашенностью и
мелодичностью.
За годы композиторской деятельности он
написал свыше 700 песенно-хоровых произведений,
опубликованных в г. Чебоксары и Москве.
Значительным творческим достижением
композитора явилась опера «Нарспи» по
одноименной поэме К.В. Иванова. Она была оценена
критиками как «монументальная по своей
масштабности, реалистическая, национальная
опера». За создание оперы «Нарспи» в 1969 г.
Г.Я. Хирбю был удостоен звания Лауреата
государственной премии Чувашской АССР им. К.В.
Иванова.
Свой творческий труд активно совмещал с
общественной работой. Являлся членом Чувашского
республиканского комитета защиты мира,
председателем правления Хорового общества ЧАССР,
членом правления Союза композиторов Чувашии.
В 1945 г. за заслуги в области развития
чувашской музыки Г.Я. Хирбю присвоено звание
заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, в
1968 г. – заслуженного деятеля искусств РСФСР,
а в 1974 г. удостоен звания народного артиста
РСФСР.
Умер Г.Я. Хирбю 17 августа 1983 года.