Анатолий Тогаев 1914-1917гг. унтер офицер русской армии.

 1912г. Анатолий Тогаев директор Акулевской 2-х классной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

1975г. Анатолий Тогаев за работой

 

1967г. Творческая встреча в РДК. Во втором ряду (слева направо) Зинаида Аблязова и Андрей Эшпай

 

Анатолий Тогаев и Андрей Эшпай

 

 

1974г. Девяностолетний юбилей

Анатолия Тогаева

 

 

АНАТОЛИЙ   ТОГАЕВ  - организатор художественной самодеятельности

в Чувашской Республике.

 

 Анатолий Николаевич Тогаев родился 30 апреля 1884 года в чувашском селе Яндашево Чебоксарского уезда в русской семье канцелярского служащего. До 1961 года этот населенный пункт входил в Мариинско-Посадский район, а в 1968 году он исключен из списка селений в связи со слиянием с городом Новочебоксарск.

Окружение и быт крестьянской среды помогли ему свободно овладеть чувашской речью, слышать и осваивать песни чувашского народа. Мальчик рос в семье, где любили петь и музицировать на гуслях.  Услышав однажды игру на скрипке слепца-нищего, Анатолий загорелся желанием научиться играть на этом инструменте. Скрипку подарил ему дядя, он же научил играть его по слуху, а по нотам -  старший брат, который учился тогда в Чебоксарах. К восьми годам его уже считали полноправным членом семейного оркестра, а скрипка стала его спутником на всю жизнь.

      После сельской школы он учился в Чебоксарах в трехклассном городском училище (1898 – 1902) и на педагогических курсах (1902 – 1903). Музыкальное образование получил на певческих курсах в Чебоксарах (1912), учительских регентско-капельмейстерских курсах при Херсонском музыкальном училище (в 1914 г., в начале армейской службы, в армии дослужился до унтер-офицера), на курсах в Москве (1933).

 

 Трудовая педагогическая деятельность

 

А.Тогаев работал учителем в селах Убеево – ныне Красноармейского района (1903-1904), Красный Яр – в республике Марий Эл (1904-1906), Тюрлема – ныне Козловского района (1906 -1907), Акулево – ныне Чебоксарского района(1907-1918, включая службу в армии в 1914 -1917 гг), а затем в школах Мариинско-Посадского района (с 1918 года).

 На станции Тюрлема Анатолий Николаевич работает в  двухклассном земском училище сначала учителем, затем директором. В этом коллективе ему посчастливилось работать рядом с известным чувашским композитором Ф.П. Павловым.

 В  Акулевской школе  он познакомился с учительницей математики Александрой Васильевной, которая стала женой и подругой на всю жизнь.

В октябре 1918г. Постановлением Чебоксарского уездного отдела народного образования Анатолий Николаевич был переведен  в г. Мариинский Посад и назначен на должность старшего учителя начальной школы №3.  В 1918 году был построен дом  № 8  по улице Советская, где долго и счастливо прожила  семья Тогаевых. Здесь родился любимый сын Валентин. В городе Мариинском Посаде Анатолий Николаевич преподавал пение  в детском доме им. В.И.Ленина и школе № 3 первой ступени,  в школах № 1 и 4 первой ступени. В то же время он никогда не оставлял  работу с хоровыми коллективами.

 

 Музыкально-просветительская и организаторская работа

 

Музыкально-просветительская и организаторская работа Анатолия Тогаева способствовала  пропаганде в Чувашии  революционных песен, произведений музыкальной классики,  хорового творчества чувашских композиторов. Руководимые им хоры добивались отличных результатов, они неизменно занимали призовые места на республиканских олимпиадах в Чебоксарах, выступали на всесоюзных показах-смотрах художественной самодеятельности в Москве.

В городе Мариинском Посаде в 1918 году одним из первых в республике был создан Народный Дом культуры (ныне Межпоселенческий центральный Дом культуры и туризма), в котором и начал свою концертную деятельность композитор А.Н.Тогаев.

При поддержке руководителей организаций города Мариинского Посада в разные времена Анатолий Николаевич  организовывал коллективы художественной самодеятельности в школе II ступени, средней школе, Детском доме, судоверфи, Новинском бондарном заводе, артелях «Инвалид» и «Портной», в деревне Малое Маклашкино и др. местах.

 

Мало-Маклашкинский хор

 

 В 1935 году председатель Мало-Маклашкинского колхоза «Красная Армия» Л.А.Андреев   приглашает Анатолия Николаевича организовать хоровой коллектив. Хор состоял из 30 человек. Спевки проводились по субботам и воскресеньям. Аккомпаниаторами работали М. Шевнин из Мариинского Посада и П. Павлов из Яндашево. За три месяца коллектив был подготовлен для участия во Второй всечувашской олимпиаде, посвященной пятнадцатилетию Чувашской АССР в 1935 году. К удивлению всех, молодой коллектив занял первое место, получив приз – баян.

После олимпиады в газете "Правда"  появилась статья "Народная музыка Чувашии", авторами которой являются композиторы В. Белый, М. Коваль, Ф. Сабо. В статье написано: "Сумерки. Приезжаем в село Малое Маклашкино. Возле просторной избы - помещение клуба - уже собираются колхозники. Пока готовится к выступлению хор, нас знакомят с колхозным хозяйством.  Небольшой колхоз - 45 дворов - производит впечатление на редкость дружного коллектива. Культурные запросы растут с каждым днем. Помещение клуба, построенное в прошлом году, уже не удовлетворяет. Председатель колхоза уверенно мечтает о постройке нового, «настоящего» клуба.

На вечер собралось почти все население колхоза. Ребятишки и старики, молодые и пожилые колхозники заполнили все лавки, проходы, подоконники. За три месяца работы хор уже приобрел популярность среди колхозников, - его любят, гордятся им. Руководит хором товарищ А. Тогаев, учитель, талантливый музыкант – самоучка, энтузиаст массовой музыкальной работы. Сразу же захватывает свежесть, искренность исполнения, поразительная чистота интонации хора. Нам показывают, как «опыт», маленькое, синтетическое действие /пение, декламация, пляска/ и в заключение – чествование бригадира – колхозника. Сопровождает пение и пляску одаренный слепой музыкант М. Шевнин, тонко чувствующий своеобразие характера чувашской музыки».

В 1936 году Мало-Маклашкинский хор был приглашен в Москву для принятия участия в радиопередачах Всесоюзной радиостанции Коминтерна и ВЦСПС.

В декабре 1938 года в Чебоксарах, заняв первое место в Чувашской республиканской олимпиаде, Мало-Маклашкинский хор был признан достойным для поездки в Москву. В апреле 1939года поездка состоялась. На Всесоюзном смотре художественной самодеятельности вместе с украинскими коллегами поделили первое место. Выступление проходило в клубе «Рот-фронт». Коллектив вернулся на родину с Почетной грамотой и ценным подарком.

 В 1936 – 1937гг. Анатолий Николаевич организовал женский русско-чувашский хор при марпосадской судоверфи. В 1937г. Горьковская комиссия вызывает хор на краевой смотр художественной самодеятельности. Выступление водников жюри признало вполне удовлетворительным, и было решено отправить самодеятельный коллектив в Москву на олимпиаду речников. Из Москвы коллектив речников приехал с Почетной грамотой  и баяном.

 В 1940 году в Чебоксарах состоялась олимпиада народного творчества. В ней приняли участие два руководимых А.Н.Тогаевым хоровых коллектива: хор артели «Портной» и Мало-Маклашкинский хоровой коллектив промартели имени В.П. Чкалова. Хоровому коллективу артели «Портной» было присуждено I место, а Мало-Маклашкинский хор занял II место.

В 1950г. хор артели «Портной» участвует на олимпиаде народного творчества  в честь 30-летия Чувашской автономии, а в 1952 г.занимает первое место среди коллективов системы «Промкооперация».

Ежегодно коллективы художественной самодеятельности, руководимые Анатолием Николаевичем, с успехом участвовали в республиканских праздниках песни и труда. Многие песни в исполнении местных артистов были записаны и переданы по радио.

 

 Музыкальное творчество

 

 Многие вокальные сочинения А. Тогаева возникли в руководимых им коллективах в начале 30-х годов.  Он занимается самообразованием, его направляют на творческие  курсы в Москву. Здесь Анатолий Николаевич встречается с творчески одаренными музыкантами. В  I925 году он знакомится с основателем и художественным руководителем русского народного хора Митрофаном Пятницким. Старательно одаренный музыкант изучал опыт М. Пятницкого по собиранию и обработке народных песен. У Митрофана Ефимовича   изучал и постановку  хорового дела. В знак дружбы Пятницкий подарил ему свой сборник песен с надписью: «Дорогому, хорошему Анатолию Николаевичу в знак преданности и сердечной дружбы. Родной душе – родные звуки».

За годы своей творческой деятельности Тогаев написал более 100 сочинений. Еще в тридцатые годы огромную популярность завоевали его песни «Стахановла ёслесси» (Стахановский труд), и «Вайара» (В хороводе), написанные в характере  народных напевов. Не только по мелодике и ритму, но и по форме  они звучали по-современному свежо.

Творческим откликом композитора на темы, образы и события Великой Отечественной войны явились патриотические песни на стихи П.Хузангая, М.Уйп, И.Малгая и других чувашских поэтов. Композитор глубоко верил в победу советского народа: устраивал концерты в Мариинском Посаде и на селе, вел записи чувашских народных песен, и даже будучи 60-летним принимал участие в трудовых процессах сельчан. В тяжелые годы  войны им создавались произведения огромной жизненной силы, проникнутые любовью к народу, родному краю.  Такова хоровая песня «Ирхи Атал» и сольная «Юратрам эп, хирсем сире» (стихи Я. Ухсая), не утратившая свою прелесть до сих пор.

 Песни, сочиненные Тогаевым в послевоенные годы, отмечены глубокой выразительностью, светлой проникновенной лирикой. В золотой фонд чувашской музыки вошли «Суллахи ир», «Атал кассе», «Самраксем ташши», хоровые обработки чувашских народных песен – «Ой, милай Чотикас», «Иван калать», «Чей, чей, чей чашки», «Хата, пире хваттер яр» и др..  Его песни опубликованы в пяти авторских сборниках (последний – «Юрасем» - вышел в Чебоксарах в 1984 году к 100-летию со дня рождения, с предисловием  А.Я Эшпая).

 

 Домашний очаг превращался

в школу искусств

 

Анатолий Николаевич и Александра Васильевна жили на улице Советская. При жизни этой доброжелательной и гостеприимной супружеской четы дом превращался в школу искусств. Анатолий Николаевич в городе руководил несколькими хоровыми коллективами. Многие солисты приходили к нему домой на занятия. Были у него и ученики, которым Анатолий Николаевич давал уроки игры на скрипке. Александра Васильевна – учительница, даже с выходом на пенсию продолжала выступать на любительской сцене. Дом Тогаевых славился своими литературно-музыкальными вечерами. К ним «на огонек» стекались все, кому дорого искусство, от народного певца до маститого композитора. Неизменными участниками импровизированных концертов в каждый свой приезд становились и родители А. Эшпая. В руках Якова Андреевича любая ветка, стебелек превращалась в свирель, дудочку, рожок. Приятный голос Валентины Константиновны выделялся в ансамбле своей свежестью и чистотой. Она знала множество песен - марийских, русских, чувашских. 

В гостях у Тогаевых побывали Марианн Коваль, Виктор Белый и венгр Ференц Сабо. К ним часто наведывались чувашские композиторы Ф. Лукин, А. Асламас, Ф. Васильев, А. Орлов – Шузьм, В. Ходяшев, Т. Фандеев и многие другие. Вместе с Андреем Эшпаем приезжали такие известные люди, как Р. Щедрин, Р. Бойко,  артист комедийных фильмов Моргунов.

 

Среди первых композиторов Чувашии Анатолий Николаевич Тогаев был самым старшим по возрасту. Чувашские композиторы, младшие по возрасту, очень любили Анатолия Николаевича и всегда стремились содействовать ему в работе над хоровыми партитурами и инструментальным сопровождением песен. Ему   оказывали творческую помощь В Иванишин, Г.Воробьев, В.Ходяшев, Ф.Васильев, А.Асламас, Т.Фандеев, и др.

 

Когда  в Мариинском Посаде отмечали 90-летие Анатолия Николаевича, композиторы республики выразили свою любовь к юбиляру самыми теплыми словами: «В общении с Вами  нас всегда покоряет ваша доброта, душевность, сердечность, стремление делать людям только хорошее. Нас восхищает ваше огромное  жизнелюбие, ваша горячая преданность музыке. Эти лучшие человеческие черты снискали вам любовь и уважение многих тысяч ваших современников».

Связанный родственными узами с семьей основоположников марийской профессиональной музыки Я.А.Эшпай (1890 – 1963) и его сына, Анатолий Николаевич постоянно консультировался у Якова Андреевича и особенно у Андрея Яковлевича, ежегодно  навещавшего Мариинский Посад.

 

Творческие достижения и музыкально–общественная деятельность А.Н.Тогаева получили высокую оценку народа. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1953). Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1974)

Умер А.Н.Тогаев 28 февраля 1976 г. в Мариинском Посаде. Там же и похоронен.

 

 Память об Анатолии Николаевиче жива

 

С 1992 года Мариинско-Посадская детская музыкальная школа носит имя талантливого музыканта – самоучки, энтузиаста массовой музыкальной работы А.Н.Тогаева. В школе введена традиция проведения одноименных ежегодных конкурсов юных музыкантов района. Его личные вещи, в том числе скрипка и физгармония, стали экспонатами Мариинско-Посадского краеведческого музея.

Именем А.Н.Тогаева названа центральная улица в д. Малое Маклашкино. Его песни исполняются различными хоровыми коллективами.  

 

 

 

 


 

Домашняя ] Вверх ] Далее ]

 

 

Hosted by uCoz