ВСПОМИНАЯ УЧИТЕЛЯ

 

У дома Анатолия Тогаева. Сера Пети.

Памяти выдающегося самодеятельного композитора Чувашии,

хоровика, еще в 30-х годах выступающего

со своими коллективами на кремлевской сцене

и в Горьком.                           

 

Нет ничего…

В избе темно…

Давно в ней скрипка не играет,

Лишь тишина царит вокруг:

А яблок запахи в саду

Беседы с ним напоминают.

 

 … Вдруг возникает предо мной

Его небритый добрый образ,

Идет навстречу дорогой,

Искрится ум из глаз.

  

Бездонна мыслей глубина,

Огромно слов его значенье.

                                                                                     Как будто чувствует спина

Шершавых рук прикосновенье.

 

И вот Тогаев в кабинет

Зовет меня послушать песни.

Берет он в руки инструмент –

Всю суть ласкают звуки нежно.

 

В конце концов глаза в глаза

Поговорим  о нашей жизни.

Касаясь съезда,  он сказал:

«Я уважаю коммунистов…»

 

…До боли нынче я взгрустнул,

Воспоминаньем ранил душу.

                                                                                         Перед избой большого друга

                                                                                          Быть верным музе присягнул.

                      1991 год

 

Тамара Николаевна  Щепелева, ветеран педагогического труда, отличник образования.

Мои молодые годы, начиная со школьной скамьи, тесно связаны с жизнью Анатолия Николаевича.

Анатолий Николаевич работал учителем пения в Мариинско-Посадской средней школе №1, где я училась с 1929 по 1939 гг. Кроме основной преподавательской деятельности он вел в школе хоровой кружок. Мы были рады тому, что в нашей школе эти занятия вел авторитетный и всеми уважаемый педагог. В общении с нами и учителями он был очень добр, а на уроках и занятиях кружка была строгая дисциплина в сочетании с добротой.

На спевках хорового кружка мы разучивали разные песни, в том числе и песни, автором которых был сам учитель. В первую очередь мы выступали у себя в школе, а потом на сцене Народного Дома культуры и других клубов. У нас была тесная связь с Кокшайской и Кокшамарскими школами Марийской АССР. В зимнее время, когда Волга покрывалась толстым слоем льда, мы пешком ходили в эти школы и давали концерты, а они в долгу перед нами никогда не оставались – приходили к нам в Мариинский Посад.

После окончания средней школы я и мои одноклассники поддерживали связь с Анатолием Николаевичем. Ходили в хоровой кружок при РДК. Там, как мне помнится, рядом со мной занимались Антонина Шипунова, Зина Пегова, Зоя Борзова, Таня Туманина, Костя Димитриев, Саша Смольников, Коля Чуксин и др.

В доме Тогаевых, куда мы ходили на спевки, никогда скучно не было. Целый день сюда приходили и уходили люди. Здесь мы готовили дуэты и сольные номера.  Супруга Анатолия Николаевича, Александра Васильевна, была гостеприимной женщиной. Часто она организовывала чаепитие, приглашала нас за стол. На столе всегда были сладости собственного приготовления. Ох, как мы любили все это!

Дом Тогаевых еще больше оживлялся, когда у них в доме появлялся Андрей Эшпай – племянник нашего учителя – высокий и симпатичный парень. Он учился в средней школе №1 и жил у дяди.

Во время Великой Отечественной войны в Мариинском Посаде действовал госпиталь. По инициативе секретаря райкома комсомола П. Чугунова при райкоме комсомола был организован хор. Под руководством А. Тогаева хористы выступали перед ранеными бойцами. В его составе выступали Ольга Хохлова, Рита Кудряшова, Мария Бардасова, Вера Михайлова и многие другие. Девушки ухаживали за ранеными бойцами, успокаивали их, кормили, читали газеты, писали по их просьбе письма родным и знакомым, отправляли их по адресам.

К началу войны Анатолию Николаевичу было 57 лет. Мы удивлялись, как только он успевал. Преподавал пение в школе и руководил хоровым кружком, коллективами художественной самодеятельности промысловой артели «Портной», РДК и т.д. Часто уходил он на занятия, но Александра Васильевна на него не жаловалась.

Я дожила до глубокой старости, а светлый образ Анатолия Николаевича все время стоит передо мной, как самый яркий в моей жизни.

 

                                Память

 Хор маклашкинский когда-то знаменитым был,

Он прославил Чувашию, поистине народным слыл.

Слушала его Россия, слушала Москва,

Слушал весь район – от мала,  до велика.

Анатолий Тогаев душу всю в него вложил,

Много чувашских, русских песен для него сложил.

Талант композитора и дирижера в себе сочетал,

С неразлучным другом-скрипкой хором управлял.

В войну и после войны трудно было,

Но хористы стойкость духа не теряли,

На труд и на подвиг народ вдохновляли.

Четверть века хор на сценах выступал,

И везде неизменно успех его сопровождал.

Часто выступал по приглашеньям

В селах, городах, республиках соседних.

Много лет прошло с тех пор,

Многие давно уже ушли из жизни.

Но пока песня на земле живет,

Слава о маклашкинском хоре не умрет.

 

Встреча с мечтой

В.В.Савельев, писатель

Анатолий Николаевич медленно поднялся со своего кресла и не торопясь вышел из-за стола. Также короткими шагами медленно стал похаживать по небольшой комнате. Сделать пять – шесть шагов и обратно. В левой руке он держал только что исписанный лист бумаги, а правой – время от времени, жестикулировал не всем понятными знаками. Часто останавливался посреди комнаты и шепотом по несколько раз повторял одни и те же слова.

Дом хозяина – деревянный, обшитый досками, под шатровой крышей, покрашен в зеленый цвет. Хотя он небольшого размера, но владелец все же сумел определить в нем место для творческой работы. Комната находилась при входе справа. Важное место в углу занимал рояль, постоянно с открытой клавиатурой. На старомодном письменном столе лежали книги, тетради  с нотами, чистые листы бумаги и карандаши. На специально устроенном месте лежала скрипка со смычком.

Тихо отворилась дверь и также бесшумно вошла Александра Васильевна – супруга композитора.

- Анатолий, - обратилась она. К тебе пришел молодой человек и имеет важный разговор.

- Где он? На улице? В такую метель? Пригласи его, пусть зайдет.  «Наверное, очень важное дело, - мелькнуло в голове Анатолия Николаевича. – Пурга, ненастье», - и присел на табуретку возле круглой формы печи, обшитой листовым железом.

В избу вошел действительно молодой человек. Поздоровался. Вежливо попросил разрешения снять фуфайку. Александра Васильевна вынесла из другой комнаты такую же простую табуретку, на которой сидел хозяин дома, и предложила прихожему присесть.

- Я, Анатолий Николаевич, к Вам, по одному вопросу. Прошу извинения, - первым начал незнакомец.

- Вижу, не по простому делу, - композитор поднялся со стула и устроился в свое кресло.

Парню предложил пересесть поближе к столу.

Гостя звали Алексеем. Любопытным оказался молодой человек. «Как-то получилось так, вместо того, чтобы сразу объяснить причину своего прихода, я стал рассматривать обстановку его комнаты» - рассказывал позже своим товарищам будущий скрипач Алексей Богданов.

На стене увидел красиво оформленный небольшой стенд. Алексей понял, что он посвящен 75-летию хозяина, композитора Анатолия Тогаева, с которым он сейчас сидел рядом. Много места занимают фотографии.

Композитор заметил любопытство парня, не стал ему мешать. Алексей не только бегло интересовался  снимками, но и успевал читать тексты под ними. Вот одно большое фото. Это – хор деревни Малое Маклашкино, которым руководил Анатолий Николаевич целых двадцать лет. Это коллектив на республиканской олимпиаде в 1935 году занял первое место, а позже свое мастерство показывал в Москве.

В центре стенда Алексей увидел фотографию М. Пятницкого, о жизни и деятельности которого он уже знал. Сидящий за столом композитор не торопил человека, наблюдал за ним, как тот долго задерживался на фотокарточке Пятницкого. Почувствовав это, он увлеченно стал рассказывать об обстоятельствах своей встречи с народным артистом Митрофаном Ефимовичем Пятницким.

- В 1925 году, - говорил он, - будучи в творческой командировке в Москве, я разыскал адрес Пятницкого и явился к нему на квартиру. Долго сидели вместе, много говорили о музыке и песне. Прощаясь со мной, - продолжал рассказчик, Митрофан Ефимович крепко обнял меня и сказал, что песню надо любить как самого себя, она незаменимая спутница в нашей жизни.

«Прошло время и меру знать», - подумал Алексей. – С чего начать? Как осмелиться высказать свою просьбу? Поймет ли композитор, пойдет ли на встречу?»

Парень пошел в «обход». Он начал с того, как на днях побывал в Чебоксарском музыкальном училище.

- В длинном коридоре встретил пожилого дядю, - начал Алексей и рассказал все по порядку. – Остановил его и спросил, нельзя ли узнать, где находится директор. «Могу показать», - ответил седовласый. – Директор стоит перед вами. Спрашивайте, я отвечу на Ваш вопрос прямо здесь».

Когда он узнал, откуда я и зачем приехал, пригласил меня в свой кабинет, очень внимательно выслушал. «Вы, - сказал он в заключение, - уже и не молодой. Вам целых двадцать семь. В таком возрасте инструментом, как скрипка, не так просто овладеть, даже почти невозможно. Хочу посоветовать Вам взяться за другой инструмент».

Я стоял на своем. Директор тоже не хотел отступать. Наконец он сказал:

- Дорогой Алеша. Вы опоздали почти на 20 лет. Мы на учебу принимаем детей семи – восьми лет или десятилетних. Не огорчайтесь. Может еще не все потеряно. На прощание сказал следующее: «В Мариинском Посаде живет известный скрипач, член Союза композиторов СССР, Заслуженный деятель искусств Чувашии Анатолий Николаевич Тогаев. Попробуйте встретиться с ним».

Композитор не перебивал Алексея. Выслушал до конца.

- Директор училища – мой знакомый, - произнес он тихим голосом и не торопясь, раскрыл толстую книгу с нотами. – Он, верно определил, что не все еще потеряно. Попробуем, Леша. Может и осилим. Человек способен добиться того, чего он задумал. Вот, посмотрите на эти загадочные фигурки. Они тоже, как в любой книжке. Придется вам потрудиться, научиться их читать, по ним создавать песни.

- Постараюсь. Выучу. Я этого хочу, - выпалил Алексей. – Лишь бы Вы, Анатолий Николаевич, не прогнали меня.

С этого дня начались регулярные посещения квартиры учителя. Анатолий Николаевич назначал часы и дни занятий. Ученик аккуратно выполнял все задания. Начальник пристани отпускал его с работы на час раньше. Он одобрял начинание и желание учиться музыке своего подчиненного. Сам матрос Богданов был дисциплинированным работником.

Этот день, 1 февраля 1957 года, Алексей Богданов считает самым счастливым. Тогда он стал учеником известного скрипача. С того времени не расставался со своим любимым инструментом.

 PS. Алексей Иванович долгое время был активным участником художественной самодеятельности завода «Проммеханизация», районного Дома культуры.

«…Алексей Богданов рассказывает, что у композитора всегда были ученики. От него никто и никогда не слышал слова «я занят», а кто учился, тот уже не мог не участвовать в его концертной программе.

«Примерно через 10 или 12 лет после первой встречи с Тогаевым, - вспоминает сейчас Алексей, - у него собрались бывшие ученики – скрипачи. Эта сценка – незабываемая. Тихо плывет мелодия русской народной песни. Изумительно красиво звучит музыка Глинки, Шуберта, Чайковского, Даргомыжского. Это для меня было настоящим событием. Я смотрел на композитора и радовался, как он был доволен, восхищен игрой этих парней, которые превосходно исполняли классические вещи…».

 

Воспоминания об учителе

Ветеран войны и труда,

учитель Этнескерской начальной школы В.И. Плотников вспоминает:

- После окончания шестилетней школы (раньше были такие школы), я поступил в 7-й класс Мариинско-Посадской школы второй ступени. Она была с педагогическим уклоном и подготовила в то время немало учителей начальных классов. В этой школе работали такие замечательные педагоги, как И.Н. Жегалин, С.В. Сусликов, Е.Д. Римова, А.И. Садовников, А.Н. Тогаев и другие.

Как сегодня помню первый день занятий 1 сентября 1929 года. Последний урок этого дня – урок музыки. После перерыва приходит в класс преподаватель в вышитой рубашке, хромовых сапогах, с приятной и привлекательной улыбкой и представляется:

- Я Тогаев Анатолий Николаевич, буду учить вас музыке. Сегодня мы будем изучать песню на слова Демьяна Бедного, музыку написал композитор Белый. Песня написана ими по просьбе командира В.К. Блюхера после событий на советско-китайской границе.

Прошло с тех пор много лет. Но первую встречу с композитором помню до сих пор. Тогда весь класс как бы замер, когда Анатолий Николаевич достал из футляра скрипку. Сначала исполнил один этюд, а потом тихо запел: «Нас побить, побить хотели…». Первый урок прошел незаметно. Осталось неизгладимое впечатление от знакомства с учителем музыки, и оно продолжается в моей памяти всю жизнь.

А дальше продолжались учеба и работа в ученическом хоровом кружке. Мы проводили частые спевки и репетиции в школе. Часто проводились репетиции у Анатолия Николаевича на дому. Помню Нину Кольцову, с которой мы выступали вдвоем. Она была из с. Тогаево. После окончания школы я с ней больше никогда не встречался. Анатолий Николаевич мне рассказывал, что она после окончания медицинского института работала врачом в г. Канаше.

Так мы продолжали занятия в кружке и постоянно выступали с концертами то в городском Доме культуры, то в близлежащих селениях. А после окончания школы мы разъехались. И все же дружба, скрепленная в школе, свела нас опять в городе.

В 1936 году назначили заведующим Этнескерской начальной школой. Здесь мы организовали художественную самодеятельность. Активность была высокая, ведь в те времена в селениях не было ни радио, ни телевидения.

В один из приездов в Мариинский Посад я встретился с Анатолием Николаевичем и рассказал ему о своей работе. Он с одобрением отнесся к моему сообщению и сказал, что очень хотел бы приехать в Этнескеры и посмотреть на выступления наших хористов.

Вскоре из колхоза послали подводу. Каково же было удивление, когда Анатолий Николаевич подъехал к школе со своим баянистом Слепневым.

Хористы к этому моменту были в сборе. Освободили зал от ученических парт, и первым делом Анатолий Николаевич со скрипкой, Слепнев на баяне заиграли чувашскую плясовую. Это было по-особому празднично. Потом мы исполнили свои номера и изучили новые песни Тогаева…

Через некоторое время композитор вновь посетил нас.

После моего призыва в Красную Армию в 1939 году мы расстались с хористами и встретились с Анатолием Николаевичем только после войны. И дружба наша продолжалась до самой его кончины. Он часто вспоминал своих воспитанников, с некоторыми из них он переписывался, знакомил меня с новыми песнями, приводил в порядок свой архив, рассказывал о своих встречах с известными композиторами.

 

Он всегда был рад встрече с детьми

   Р.Н.Ракова, заслуженный работник образования ЧР.

 Анатолий Николаевич вместе с женой часто принимал гостей. В любом возрасте он с радостью встречался со школьниками. В классе 7-8 вместе с классным руководителем Ольгой Ивановной Хохловой мы были на экскурсии в семье композитора Анатолия Николаевича Тогаева. Кстати, Ольга Ивановна участвовала в хоровых коллективах композитора. А, став учительницей,  сама долгие годы вела ученический хор средней школы №1, в котором участвовала и я. На стене висели стенды с фотографиями. Анатолий Николаевич рассказывал о музыке, мы, затаив дыхание, слушали чарующую игру на скрипке.

В 1967 году я работала старшей вожатой в средней школе №1.  С пионерами  организовывала экскурсию к композитору Анатолию Николаевичу. Несмотря на преклонный возраст, он рассказывал школьникам о своих хоровых коллективах, о сочинении музыки, играл на скрипке.

 

 

 

 

 

 

Николай Николаевич Столяров,

                        преподаватель музыкальной школы

на вечере в честь 115-летия А. Н.Тогаева в 1999 году вспоминал следующее:

В 1956 году  я приехал в город Мариинский Посад из Оренбургской области. Познакомился с Анатолием Николаевичем. Он вел хор в районном Доме культуры и других коллективах. Анатолий Николаевич не раз приглашал меня домой. Там  мне  наигрывал  на физгармонии свои новые песни.  Жена, Александра Васильевна, угощала ароматным чаем. Я стал преподавать и вести хор в Судоверфи. Мы даже с ним соревновались. На республиканском конкурсе в 1957 году мой хор занял второе место, а  хор Анатолия Николаевича, конечно же, первое.  Я у него учился. Его хор отличался своей мягкостью исполнения, слаженностью, хорошей интонацией и чистой дикцией.

Однажды Андрей Яковлевич Эшпай подарил Анатолию Николаевичу пианино, чему он был несказанно рад. Он пригласил меня,  и мы до позднего вечера играли на пианино и пели различные песни.

 

 

 

Голыгин Владимир Иванович,

заслуженный работник культуры Чувашской Республики.

 

Есть люди, имена которых украшают названия улиц и учреждений родного города. Таким у нас в районе являлся заслуженный деятель искусства композитор Анатолий Николаевич Тогаев, который весь свой талант, всю силу души отдал своим землякам. К стати сказать, дата его рождения в Чувашских энциклопедиях написана неверно. Родился он не тридцатого апреля, а второго мая, да и фамилия его не Тогаев, а Михайлов. Тогаев - его псевдоним.

Мелодии песен, то есть  напевы Анатолия Николаевича нуждались в оформлении. К ним необходимо было подставить аккорды и голоса сопровождения. Этим занимались баянисты А. Фальченко, Мурашов, А. Павлов, М. Муравьев. А в последние годы и я.

Мелодия прекрасна сама по себе, но ее, как голую девушку, необходимо «одеть», а одеть ее можно и королевой, и нищенкой. Это зависит от техники владения инструментом, от знания гармонии и чувства красоты сопровождающего.

Я приходил к Анатолию Николаевичу домой, как обычно, лишь после его приглашения, когда он сочинит две-три песни, или получит новый сборник из Чебоксар. С восьми часов утра до двенадцати мы писали ноты, или просматривали сборник. Я играл аккомпанемент на фортепиано, а Анатолий Николаевич - мелодию на скрипке. От Анатолия Николаевича я шел на работу в музыкальную школу, а с пяти часов вечера - в клуб завода «Проммеханизация», где за полставки руководил хором, аккомпанировал певцам и танцорам. Зная это, Анатолий Николаевич и его жена - Александра Васильевна никогда не отпускали меня без обеда.

К нашим рукописям он относился очень бережно. Показывал их в Союзе композиторов, и хранил их в специальных папках. Со мной он написал песен пятнадцать, где они теперь, я не знаю. В последний год я к ним домой не ходил. Так как он уже не сочинял, и даже иногда не узнавал людей.

На проводах в последний путь я стоял у его гроба в почетном карауле. О своих с ним встречах я написал стихотворение. Вот оно:

 

Приехал в Чувашию я из Сибири,

Тогаева раньше не знал я совсем.

Он первым меня посетил на квартире

Ему было семьдесят, мне — двадцать семь.

Я очень был занят и в школе, и дома,

И хор заводской отнимал много сил,

Но все же сыграл ему Чайкина, Бома,

Он слушал, хвалил, и к себе пригласил.

В доме крестьянском, своем, деревянном

Он с Александрой Васильевной жил.

Нужда и болезни его донимали,

Кто мог бы помочь, тот к нему не ходил.

Я тоже у них появлялся не часто,

Хоть чувствовал: рад он общаться со мной.

Встречал, как отец, только я все стеснялся.

Он — деятель искусства, а я кто такой?

Я уже знал, что он в прежние годы

Как Пятницкий, хором большим, управлял.

Себя не щадил для простого народа,

Теперь не у дел, сочинять продолжал.

Я песни ему переписывал тушью,

Гармонизовал и аранжировал.

Мне, баянисту, с ним было не скучно,

Мелодии дивные он создавал.

Но их исполнять в Чебоксарах не брали,

Рубашка своя ближе к телу везде.

Издательства тоже назад возвращали,

Порой придираясь к простой ерунде.

Я снова ему переписывал ноты,

Он что-то печатал, куда-то возил.

Как я теперь, делал пустую работу,

Затрачивал средства, и множества сил.

На тризне его было сказано много,

«Какой человек безвозвратно угас!»

А вот бы при жизни помочь хоть немного,

Таким вот как он, их ведь мало у нас!

 

Егорова Лилия Григорьевна,

пенсионер, бывшая заведующая отделом социального обеспечения, участница народного хора чувашской песни Мариинско-Посадского РДК

 

 В 1954-55 г.г. я училась в Мариинско-Посадском лесотехническом техникуме. В нашей группе организовали хоровой кружок под руководством А.Тогаева. Вместе со мной пели в хоре Людмила Геронтьева из Цивильска, Вера Гуськова из Горьковской области, Женя Крупнова из Звенигова, Лида Максимова из Татарии, Аля Крылова из села Тогаево и другие.

Анатолий Николаевич был удивительно чутким и внимательным руководителем. Никогда не повышал голос. На репетиции  при исполнении песни слушал каждого. В руках у него была скрипка.  Он требовал четкого исполнения, подсказывал нам как нужно петь.

Сколько я помню, мы исполняли песни «Верность», «По лугу зеленому», «Мы с тобой не дружили», «Колокольчики», «Шурё юр. лёпкён =уре»  и многие другие песни! Но на всю жизнь мне запомнилась песня «Во поле березонька стояла…». Вся песня с начала до конца исполнялась с  красивыми плавными движениями с веткой березы в руках. В конце номера  в середину хоровода неожиданно выставлялась молодая березонька. Этот номер нравился очень зрителям и долго не смолкали аплодисменты.  А выступали мы в «нижнем» городке техникума (на Волге) в спортивном зале. Здание в настоящее время не сохранилось.

Анатолий Николаевич занимался одновременно со многими коллективами. После репетиции с нами за ним приезжали и увозили его на репетицию с другим коллективом. Он был неутомимый труженик!

 

 

Назад ] Домашняя ] Вверх ] Далее ]

Hosted by uCoz